СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2018   2019   2020   2021

Служение детству

Сейчас это Дом, а когда-то он звался Дворцом, что, конечно, больше соответствует выполняемой им миссии – сеять разумное, доброе, вечное; держа курс на гармонию, взращивать таланты и воспитывать характеры. Я говорю о Доме детского творчества ( бывшем Дворце пионеров). В следующем году ему исполнится 85 лет – согласно архивной справке учреждение распахнуло свои двери для юных азовчан 13 сентября 1937 года, но уже сейчас оно вправе отметить сразу несколько небольших юбилеев: 85 лет назад было принято решение о передаче Дому пионеров здания по улице Ленинградской (того, где сейчас располагается СЮТ) — в других подобных Азову городах региона этот процесс был запущен значительно позже; спустя 10 лет, в непростое послевоенное время, был поставлен вопрос о ремонте здания, а полвека назад организация въехала в новое помещение, действительно похожее на дворец по размерам, масштабам предлагаемой деятельности, оформлению и пр. Сегодня здесь действует 39 объединений, сформировано 129 групп, обучается более 1600 детей! Более детально о некоторых исторических моментах и сегодняшней работе Дома детского творчества в интервью нашей газете рассказала его директор Е.И. Нетесова.

— Елена Ивановна, сколько всего в городе учреждений дополнительного образования, в которых, напомню читателям, можно абсолютно бесплатно получить новые знания и обучиться основам будущей профессии, в чем состоит особенность ДДТ?
— В систему дополнительного образования Азова входят 7 учреждений: три спортивных школы (ДЮСШ №№1,2,3), муниципальный учебный комбинат (бывший УПК), СЮН, СЮТ и ДДТ. Мы единственные, кто является многопрофильным образовательным учреждением, реализуя пять из шести возможных направленностей программ дополнительного образования – физкультурно-спортивную, техническую, художественную, социально-гуманитарную и туристско-краеведческую.
Следует уточнить, что все программы являются общеразвивающими, и наша основная задача – развитие личности, мы не готовим детей к профессии как к таковой. Однако нередко совпадает, что ребенок выбирает в качестве будущего дела то, чем занят в ДДТ. Ни для кого ни секрет, что лучшие рекламщики, самые известные художники Азова – это выпускники А.В. Цыбулина (мультстудия «Солнышко»). Есть ребята, которые занимаются в театральной студии, а потом учатся в Краснодаре и Ростове на актеров и режиссеров. Недавно, например, в фильме «Ищейка» (это один из моих любимых сериалов) я видела выпускника нашего «Дебюта» Антона Савенко. Буквально на днях руководитель «Дебюта» О. Ю. Мешкова ездила в Краснодар, потому что у ее выпускницы Юлии Орешкиной состоялась премьера выпускного спектакля, который так понравился краснодарскому режиссеру, что он пригласил показать эту постановку на сцене своего театра.
— В советские годы задачи, возлагаемые на Дворец пионеров, имели серьезную идеологическую наполненность. А на какой идее основывается его нынешняя деятельность?
— Сегодня мы работаем, выполняя заказ родителей на развитие их детей. Если раньше мы работали с детьми школьного и старшего школьного возраста, то сейчас у нас обучаются ребята с 5 до 18 лет, что, конечно, открыло перед нами новые горизонты. Огромное внимание уделяется личностному развитию, патриотическому воспитанию. В системе доп-образования Азова мы единственное учреждение, в котором работают логопед, педагог-психолог. У нас созданы специальные образовательные модули для дошкольников – о них хорошо известно в городе (более того, в подготовительный к новому учебному году период не проходит и недели, чтобы не звонили родители детей младше пяти лет с вопросом: «Есть ли что у вас для этого возраста?»). Есть модули, развивающие творческие грани личности взрослеющего ребенка, есть направленные на интеллектуальное развитие. Поэтому, как мне кажется, наша главная идеология сегодня – это ребенок. Все для ребенка, его развития, становления его личности. Служение детству. Хочется, чтобы ребята ощущали, что здесь их ждут, здесь им рады.
— Мы привыкли, что в наше время нужно платить за каждый чих. А тут такая роскошь – бесплатное дополнительное образование. Я почти уверена, что есть родители, которых гложут сомнения – является ли безвозмездное качественным. Что бы Вы им ответили?
— Дорогие родители, я вас уверяю в качестве предлагаемых образовательных услуг. Наша принципиальная позиция состоит в том, что с детьми должны работать педагоги, а не студенты технических вузов или люди с любым не педагогическим образованием, как это порой происходит в частных развивающих студиях. Наши специалисты имеют высшее педагогическое образование, им присвоены высшие и первые категории – эту информацию можно найти на сайте ДДТ.
Не навредить, активно участвовать в процессе формирования личности ребенка – вот главное, чем мы руководствуемся. Родители могут смело доверить нам своих детей, потому что мы профессионалы своего дела.
— Как в ДДТ, начиная с момента основания, количественно и качественно менялось содержание творческих объединений?
— Предположу (нет точной информации на этот счет), что сначала речь шла о Доме пионеров не как об организации досуговой деятельности, а как о политико-воспитательном учреждении, где решались насущные вопросы пионерии – по борьбе с неграмотностью, развитию самой организации и пр. А вот после войны, говорится в документах, уже открывались кружки. И самым популярным в те голодные годы был кружок домоводства – люди хотели все самое необходимое научиться делать своими руками.
Были и провальные годы в работе ДДТ – 90-е и начало 2000-х, но тогда страна и не ставила перед нами такие задачи, как сейчас, – охватить дополнительным образованием 75-80% ребят от 5 до 18 лет.
Дом детского творчества всегда был центром по организации позитивного детского досуга. Я сама помню, как, будучи школьницей, участвовала в различных мероприятиях – играх, конкурсах инсценировок песен и т.д. До начала пандемии мы продолжали традицию проведения больших веселых праздников – грандиозно проходили День космонавтики, новогодние постановки под живую музыку, замечательные патриотические праздники – День героев России 9 декабря и День защитника Отечества. Мы старались поддерживать интерес школьников к движению КВН – раз в год 8 ноября организовывали фестиваль школьных команд.
Поскольку у нас есть условия для проведения крупных мероприятий (например, когда приезжал губернатор, его техническая команда отметила, что наш актовый зал – один из лучших в РО по качеству звука), мы ими активно пользуемся. Наша задача – объединить, сплотить, сдружить детей разных возрастов, из разных школ.
— Назовите старейшие объединения, которые по сей день пользуются популярностью.
— Конечно, хочется сказать о духовом оркестре, который просуществовал более 45 лет. К сожалению, сейчас он не действует. После ухода В.А.Комиссарова (дай бог ему здоровья!) на должность руководителя я принимала четырех человек, но больше двух недель люди не выдерживали. Они думали, что индивидуальные занятия, сольфеджио и руководство оркестром будут осуществлять разные люди, но В.А.Комиссаров делал все сам. Удивительный педагог и уникальный человек!
К 50-летнему юбилею приближается мульстудия «Солнышко». Около сорока лет назад ученицей Г.А.Пирогова Н.Т.Балеевой был основан театральный кружок «Дебют». К старейшим объединениям относятся вокальный ансамбль «ЭКС-R», «Авиамоделирование» (почти 50 лет им руководил Н.И. Рогов, а теперь оно перешло в надежные руки Д.В.Романенко), «Судомоделирование» — им руководит С.Ю.Яковенко, сменивший на этом поприще своего брата (такая преемственность поколений). Уже около 30-ти лет волонтерскому отряду «Диалог» (рук. Е.Ю.Колесникова). Он известен во всей стране, в 2020 году стал лучшим волонтерским отрядом России, занял первое место в РО, в очередной раз подтвердив, что в Азове волонтерская работа среди молодежи является лучшей в регионе.
— В ДДТ долгие годы работало известное в городе объединение «Гренада». Существует ли оно сейчас?
— С уходом его бессменного руководителя Р.С.Давыдовой оно прекратило свою работу. Раиса Степановна ушла на пенсию совсем недавно – в 2020 году в 84 года! Она была старейшим работником образования города Азова.
Раиса Степановна — потрясающий человек. К ней всегда тянулись дети – постоянно шли, это было похоже на паломничество. Захожу к ней как-то, а рядом – мальчишки-подростки ловят каждое ее слово! Она была душой коллектива. Поступила сюда после окончания института и работала больше шестидесяти лет! Всегда была интересна новым поколениям детей.
Когда в нашей стране заговорили о возрождении чего-то похожего на пионерскую организацию (чуть позже это получило название Российского движения школьников), в условиях нынешней реальности, я «поймала» себя на мысли, что Азов, благодаря тому, что у нас была Раиса Степановна, остался островком, где все это сохранено и ничего не нужно возрождать… Все как работало, так и работает — мы очень плавно влились в РДШ.
Кстати, у нас обнаружился колоссальный материал по истории пионерии Азова, и сейчас самое главное с помощью Раисы Степановны атрибутировать имеющиеся фотографии, документы. Потому что стоит ей взять в руки снимок, на котором дети в пионерских галстуках, как она тут же начинает перечислять, кем они стали, помнит всех поименно, этот знаменосец – директор такого-то завода, а эта кудрявая девочка — завуч такой-то школы и т.д.
— Какова главная проблема ДДТ?
— Как и любому бюджетному учреждению нам бы хотелось более активного развития материально-технической базы. Мы рады, что в школах теперь качественный интернет, но учреждения дополнительного образования не могут отставать от школ – мы должны быть интересны детям, увлечь, предложить ребятам что-то такое, чтобы они бежали сюда после уроков, понимая прекрасно, что придется тратить время, силы, эмоции. Хочется, чтобы у нас было качественное концертное оборудование - мы являемся одной из площадок для проведения мероприятий в том числе регионального и федерального уровня. Когда, например, в городе проходил областной конкурс «Учитель года», ДДТ предоставлял свою сцену для промежуточного подведения итогов.
Я не сомневаюсь в нашем коллективе – он работает качественно, добросовестно, профессионально, но я постоянно тревожусь, что может погаснуть какая-нибудь лампа на сцене или выключиться микрофон, так что главная проблема сейчас – материально-техническое оснащение. Установленное после ремонта десятилетней давности оборудование нуждается в обновлении.
— Расскажите вкратце о достижениях и успехах.
— Они есть у каждого объединения. Назову основные. О волонтерском отряде я уже говорила. Наш театральный коллектив является постоянным участником Всероссийского фестиваля «Театральная юность России». – Был его призером, победителем и обладателем Гран-при! Много путешествует по стране, участвуя в конкурсах, вокальный коллектив «Мелодия». В прошлом году был на Кремлевской елке, сейчас планирует ехать в Великий Устюг на конкурс вокального искусства. Во всероссийском проекте «Солнечная регата» команда из нашего объединения «Судомоделирование» вошла в тройку сильнейших, имена ребят внесены в федеральный реестр «Одаренные дети». Призеры и победители конкурсов разного уровня есть в нашей ИЗОстудии. Работы ребят из мультстудии «Солнышко» отмечены дипломами Всероссийского фестиваля «Мульт-горой».
Также хотелось бы назвать такие замечательные коллективы, как «Шик», где можно научиться популярному в городе «хип-хопу», «Азовские сказания» — вокальную группу возглавила молодой специалист О.О.Шевченко, а хореографической (она тоже является победителем всего на свете) руководит опытный хореограф-педагог Л.Б.Ковтун, прежде работавшая в ГДК.
У нас прекрасные объединения декоративно-прикладного творчества – «Чудо-остров», «Пластилинография», «Радуга бисера». Очень востребованы дошкольные образовательные модули – «Солнечный город», «Золотой ключик», «Абвгдейка».
— У меня сложилось впечатление, что Дворец пионеров, несмотря на идеологическую составляющую, был силен демократическими традициями — здесь уважали личность ребенка, давали простор для творчества. Удалось ли сохранить этот дух демократизма?
— Мы его не только сохранили, но и работаем над его развитием, потому что ребенок для нас – главное. Большое внимание уделяем воспитательной работе, и у каждого педагога помимо общеразвивающей программы есть еще программа воспитания.
Возможно, мне трудно дать объективную оценку работе ДДТ. Но раз в году для отчета о выполнении муниципального задания мы проводим анкетирование родителей, где спрашиваем – насколько их устраивает качество образования, микроклимат, педагогическая компетентность сотрудников и прочее. Результаты превосходные. Низкие баллы мы получаем только за материально-техническую оснащенность.
— Какие они, дети 21 века, которые не мыслят себя без творчества, и работающие с ними педагоги?
— Дети во все времена одинаковы. Они пытливы, любознательны, честны. И их проблемы — те же, что и раньше: они переживают, когда у них не складываются отношения с одноклассниками, когда нет друзей, им так же хочется проявить себя, если не в учебе, то в творчестве, в спорте. Я абсолютно убеждена, что все дети талантливы – кто-то здорово решает задачки по математике, кто-то звонко и чисто поет, великолепно танцует, быстро бегает, искусно вышивает, а кто-то умеет слушать – это тоже дар. Ребенок не должен доказывать, что он талантлив, мы должны раскрыть в нем его талант и сделать так, чтобы он чувствовал себя нужным и полезным.
В ДДТ очень интересно работать! Наши педагоги – совершенно неудержимы в их безграничной любви к детям, творчеству. Мне хочется, чтобы у азовчан сложилось такое мнение о ДДТ: это действительно профессиональный коллектив, с огромной любовью работающий с детьми, помощник родителям и школе в нелегком деле формирования личности и взросления человека.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.