СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2018   2019   2020   2021

Простоявшая восемь веков

Святыням Азова и местным старинным храмам сотрудники музея не раз посвящали свои статьи. Казалось бы, сказано если не все, то почти все. Окончательная точка в этом вопросе была поставлена достаточно подробной книгой «Храмы Азовского района», написанной кандидатом исторических наук А.Шадриной.
Однако на круглом столе конференции в Ростовском университете, посвящённой 20-летию проводившихся Туром Хейердалом раскопок в Азове, старший научный сотрудник АМЗ Н.М.Фомичев сделал доклад, где озвучил сенсационную новость: греческий храм Иоанна Предтечи существовал на нашей земле с X века!
А раз это так, значит рядом с ним было и поселение!
Данная информация тут же дала пищу для построения версий и предположений. О том, что думает по этому поводу сам Н.М.Фомичев, читайте в интервью, которое он дал нашей газете.

— Николай Михайлович, давайте напомним читателям об этой легендарной церкви. Что о ней известно, из каких источников?
— Начнем с того, что в нотариальных актах венецианского нотария Бенедетто Бьянко, составленных в 1359-1363 гг., упоминается греческий квартал в Тане (там он фигурирует как «сontrata grecorun»). Греки упоминаются как в качестве жителей, так и работорговцев.
Наиболее ранние упоминания о греческой церкви в Азове относятся к середине XIV века, вероятнее всего она носила имя Иоанна Предтечи. В архиве Константинопольского патриархата есть дела, связанные с конфликтом, разыгравшимся между митрополитом Симеоном и тремя греческими священниками: Михаилом, Федором и Игнатием. Основные перипетии этого конфликта опубликованы в трудах Одесского общества истории и древностей российских.
Симеон притеснял греческих священников, посягал на церковные сборы, препятствовал крещению младенцев в греческой церкви. В этот конфликт был втянут даже хан Золотой Орды, к которому Симеон съездил и, как тогда было принято, целовал ему ногу.
О греческой церкви Иоанна Предтечи в XVI веке могу сказать лишь следующее. Когда-то в одном из докладов ст.н.с. В.О.Бурлака на музейной отчетной конференции я услышал, что церковь Иоанна Предтечи в греческом квартале была построена в 1529 г. Сейчас эта дата гуляет по всем статьям в интернете, посвященным этой церкви.
В 1637 г. донские казаки совместно с запорожцами взяли Азов. Примечательно, что оправданием казакам стали притеснения турок в отношении прихожан церкви Иоанна Предтечи в Азове. В исторической и поэтической повестях об Азовском осадном сидении говорится: «Да в том же граде Азове… стоит церковь и до ныне святого и славного Пророка и Предтечи Крестителя Господня Ивана. …и тое церковь Божию они поганые многажды разоряли. Около того храма жили греки и от тех окаянных азовских людей принимали лютую скорбь и гонение и укор и поношение христианской вере». Азовская церковь постоянно упоминается и в донских делах, и в повестях об Азове. Взяв Азов, казаки нашли эту церковь в нижнем городе, среди греческого поселка. Только ее турки и не переделали в мечеть. После взятия Азова донские казаки построили еще в Азове церковь Николая Чудотворца. О том, что стало с этими двумя церквями к концу Азовского осадного сидения, повести сообщают так: «И все городовые стены и башни они поганые збили и церковь Иоанна Предтечи и полаты все розбили по подошву, а церковь Николы Чудотворца розбили в полы потому, что та церковь стоит в ниском месте». И еще: «Все наши азовские крепости роспались стены и башни все и церковь Предтечева, и полаты все до единыя розбили у нас по подошву самую и снаряд наш пушечной переломали вес. Одна лише у нас во всем Азове городе церков Николы чудотворца в полы осталась, потому ея столко осталось, что она стояла внизу добре у моря под гору».
Покидая крепость в 1642 г., донцы взяли из церкви Иоанна Предтечи медное пятиярусное паникадило, чудотворную икону Иоанна Предтечи и всю церковную утварь. Из распросных речей Михаила Засецкого, привезшего в Москву известие об оставлении Азова казаками, видно, что «и образ де Ивана Предтечи, и иные образы, и колокола, и книги, и ризы, и всякое церковное строенье вывезли /казаки/ в Махин же остров и устроили часовню». Впоследствии паникадило находилось в Старочеркасском соборе, там, где хранилось и серебряное кадило, и икона святого Иоанна Предтечи.
После взятия Азова Петром I в 1696 г. Азовскую крепость стали срочно восстанавливать, в том числе была воссоздана каменная церковь во имя «честного и славного Пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна честные его главы усекновения», которая была освящена 13 августа 1696 г. В частности, она была «поновлена» и покрыта тесом, на ней была установлена деревянная глава с крестом. Помимо этого, к храму пристроили по древнерусской архитектурной традиции колокольню, на которую царь пожертвовал колокола. По указу государя эта церковь стала ядром обосновавшегося вокруг нее Предтеченского монастыря. В то время как в Москве переливали колокола на пушки, заинтересованный в укреплении православия на вновь завоеванных землях Петр I предоставил монастырю множество привилегий. Обитель была одной из богатейших в стране, а Азов — крупнейшим центром православия не только на Дону, но на всем юге России; в храм делала приношения вся верхушка, от царя до военачальников. Монастырь имел крупные земельные владения, ачелиные улики братии этого монастыря располагались аж под Чалтырем. В 1700 году на основе старой церкви был построен новый Иоанно-Предтеченский храм.
В связи с передачей Азова Турции по мирному договору 1711 г. братия монастыря (30 чел.) в декабре 1712 г. перешла в Донецкую Успенскую пустынь. Храм Иоанна Предтечи вполне мог быть разрушен, так как находился на нейтральной территории. В Донецкую пустынь были перевезены и азовские колокола, и, очевидно, документы. Бытоописатель церковной жизни Токмаков в своей книге говорит, что «архив монастырский сохранил в целости все акты от начала своего существования, все это разобрано по годам и переплетено в несколько томов».
— В какой части города примерно располагался греческий квартал и церковь?
— Турецкий путешественник Эвлия Челеби, описывая Азовскую крепость после второго путешествия в Азов, упоминает наличие в Топрак-кале — «земляной крепости» — длинного квартала кяфиров – греков, в котором находится одна их церковь. Занимая западную часть турецкой крепости Топрак-кале, он располагался на холме и в низине, с восточной стороны от т.н. Генуэзских ворот. Территория греческого поселения приблизительно ограничена улицами Суворова и Советской. В северной части этого участка в начале 70-х годов прошлого века продавалось шикарное подворье с большим огородом. Вот бы где раскопки провести в связи с намечаемыми мероприятиями по реконструкции Азовской крепости. К сожалению, сейчас оно находится в частном владении.
В связи с местонахождением греческого квартала со своей церковью в западной части турецкой крепости особый интерес представляет Ильинско-Черниговская икона Божией Матери из Третьяковской галереи, экспонировавшаяся у нас в прошлом году. Существует предание, что икона была поднесена Петру I после взятия Азова. На ней в подробностях запечатлена турецкая крепость Азак, изображены крупнейшие ее здания. Судя по их расположению, мы можем приблизительно установить место, где находилась греческая церковь Иоанна Предтечи...
...Приблизительно две трети греческого квартала находилось на холме, а интересующий нас храм — в нижней трети поселения. Если посмотреть на план, изображенный на указанной иконе, в нижней части бывшего Топрак-кале есть одно высокое здание и крыша какого-то еще здания.
Других высотных зданий в этой части не отмечено, имеется лишь одно.
— Какой документ дал Вам основание утверждать, что храм Иоанна Предтечи стоял здесь уже в X веке?
— Лет 45 назад мой давний знакомый Петр Севастьянович Косов, когда он работал еще заместителем директора по науке Старочеркасского музея, сообщил мне об интересной находке, сделанной им в архиве Академии художеств в Санкт-Петербурге. Дело в том, что сам он закончил эту Академию и, работая в архиве во времена своей учебы, в фонде донского художника Ознобишина обнаружил интересный план церкви Иоанна Предтечи в Азове, на котором было указано, что церковь была восстановлена на месте одноименной церкви X века. Косов запросил этот план в Академии и переслал мне его электронной почтой.
План входил в «Альбом донской казачьей архитектуры», составленный в XIX веке художником и исследователем древнего зодчества на Дону Егором Андреевичем Ознобишиным. Во время работы над ним Ознобишин ездил по городам и станицам и зарисовывал церкви. Мог ли он ошибиться в отношении фундамента X века? – На наш взгляд, это исключено. Дело в том, что храм Иоанна Предтечи был в свое время крупнейшим на Дону и на Юге России. В XIX веке Церковь уделяла огромное внимание вопросам происхождения своих главных храмовых комплексов. Она занималась церковной археологией, издавала труды исследователей и даже посылала своих археологов в Святую землю на проведение раскопок. В распоряжении церковных ученых были богатейшие церковные архивы. Вероятнее всего Ознобишин обладал какими-то достоверными сведениями об этой церкви, взятыми из церковного архива. Судя по тому, что на плане азовской церкви Иоанна Предтечи указаны пристройки к ее фундаменту, сделанные в XVIII веке, мы, по сути, имеем нижнюю и верхнюю дату существования этой церкви. Вероятнее всего в XVIII веке она была разрушена и оставался лишь фундамент с видимыми на поверхности деталями пристроек. В 1869 г. альбом Ознобишина был подарен цесаревичу – будущему императору Александру III. Видимо, Александр III, осмотрев альбом, счел нужным передать его в архив Академии художеств в СПб.
Рассмотрим сам план. Он начерчен в XIX в. — об этом сказано в аппликации к пристройке. В другом месте плана указано, что храм Иоанна Предтечи восстановлен в XVIII веке на фундаменте одноименной церкви X века. Кто делал этот план, мы не знаем, вероятнее всего Ознобишин взял его из какого-либо церковного издания, посвященного истории православных храмов на Дону. К моему большому огорчению, информацией — из какого источника происходит этот план — мы не располагаем.
Храм Иоанна Предтечи был небольшим, неказистым, но, ознакомившись с его историей, становится понятно, что таким он и должен быть.
— А можно ли предположить, что на территории Азова могло существовать несколько храмов Иоанна Предтечи?
— Нет, другой церкви с таким названием не было.
— Помимо плана есть еще артефакты, другие доказательства, которые прямо или косвенно подтверждают информацию, обнаруженную Ознобишиным – что храм, а, следовательно, и греческое поселение существовали на территории нынешнего Азова с X по XVIII вв.?
— Давайте порассуждаем. Азовское море обладало богатейшими рыбными запасами (до революции на единицу площади рыбы в Азовском море было в 6 раз больше, чем в Черном, и в 9 раз больше, чем в Каспии). Разве могли греки – морской народ – такое проигнорировать? Уж они-то знали цену донской рыбке. Они крутились возле Таганрогского залива уже с 7-6 вв. до н.э.!– И чтоб его просто так бросить?
Эта территория занимала ключевое положение – на единственной возвышенности на левобережье Дона, да еще и возле дельты, что позволяло её контролировать.
Боспорские греки посещали территорию нашего города уже с первых веков н.э.
В экспозиции музея представлены терракотовая статуэтка греческой богини Тюхе, найденная в 1975 г. П.Н. Ягловым на валу второго полубастиона Алексеевского раската Азовской крепости, греческие амфоры, краснолаковая керамика и украшения первых веков нашей эры.
Подтверждением тому, что греки здесь жили очень давно, является находка византийской монеты X века, обнаруженной на площадке у школы № 1, еще одна медная византийская монета — фоллис императора Анастасия (491-518) — найдена П.Н. Ягловым в пер. Некрасова, 5 в районе современной школы №3.
В коллекции нашего музея имеются еще несколько медных византийских монет, о некоторых из которых известно, что они найдены в Азове, но точное место их находки неизвестно. Их передали в музей, когда он только образовывался – тогда по всему городу висели плакаты, призывавшие нести находки в музей. Была собрана нумизматическая коллекция. Первую экспозицию я не застал, но сохранилась планшетка, где под монетами была надпись: «X-XII вв.». Убежден – они найдены не просто на территории крепости, а на участке греческого квартала.
Раз монеты были, значит торговля велась!
Во времена Таны существовал рыбацко-торговый квартал, который, несомненно, находился в районе греческого квартала.
Находки медных византийских монет X – XII вв. встречаются во всех музеях южных портовых городов Северного Причерноморья. А монеты другой греческой империи — Трапезундской, относящиеся уже к XIV в., ежегодно стабильно попадаются в археологических раскопках. И это неслучайно. Хорошо известно, что Северное Причерноморье являлось основным регионом, снабжавшим Византию рыбой, паюсной икрой, зерном и продуктами скотоводства. В местах постоянного оседания греков в Северном Причерноморье возникали греческие церкви. Так, в Керчи, на прямом морском пути из Константинополя в район Азова самая древняя греческая церковь, остатки которой сохранились до настоящего времени, названа в честь Иоанна Предтечи и датируется XII веком.
— Почему Вы прочли свой доклад на мероприятии в честь Тура Хейердала?
— Потому что Тура Хейердала очень интересовал вопрос происхождения Азова.
— А как это связано с Асгардом. который он искал на территории Азова?— Слово «Асгард» происходит от названия племени асов, что созвучно Азову. А асами называли аланов. Не случайно здесь в первых веках нашей эры были меотские поселения, не случайно найден крупнейший на юге золотой клад аланов.
— То есть, можно предположить, что здесь был какой-то важный и крупный населенный пункт?
— Несомненно. Могильник Крепостного городища тянется на три км!
Обычно в меотских городищах такого нет. Оно является крупнейшим по площади на всем Дону. И потом – Танаис находился на правом берегу, а что-то должно быть и на левом по аналогии Керчи на европейском побережье и Фанагореи – на азиатском. Греки любили устраиваться на обоих берегах Евразии, как, например, в Константинополе эпохи Византийской империи.
— Самый главный вывод, к которому подводит нас новая информация?
— Что участок греческого поселения является древнейшей частью нашего города Азова, а греческий поселок, упоминаемый в нотариальных актах венецианского нотария Бенедетто Бьянко, в 16 веке располагался на территории, ставшей впоследствии территорией т.н. «земляного городка» турецкой крепости. Греки никуда не переселялись в отличие от итальянцев, а жили здесь на одном месте еще с X века.
— Кто помимо греков проживал в греческом квартале и мог молиться в древней церкви?
— Остатки древнего местного населения — аланы, принявшие к тому времени православие, и выходцы из разных кочевых народов, осевшие на землю. После походов Святослава здесь могли осесть и переселенцы из Киевской Руси. В архиве нашего музея есть сведения, что в 40-х годах прошлого века к нам приезжал археолог Вязигин, так как кто-то из жителей нашел в Азове монету времен святого князя Владимира.
Сведениями, выяснил ли Вязигин этот вопрос, мы не располагаем.
Дореволюционный историк Савельев, которого сейчас все хают, считал, что во времена Хазарского каганата в Азове располагалась крепость аланов Ас-кале. Откуда взялись сведения об Ас-кале у Савельева? Хорошо известно, что во времена Хазарского каганата (VIII-X вв.) на территории Северского Донца и в низовьях Дона, входивших тогда в состав Хазарского каганата, проживали аланы-асы. Аланы-асы упоминаются и среди жителей венецианской Таны. Так, по актам венецианского нотария Бенедето Бьянко, в сентябре 1359 г. алан Франциск Аскладин, проживающий в квартале рыбаков Таны (часть рыбаков, несомненно, жила по левому берегу реки Азовки), продает жителю Таны венецианцу Габриэлю Наталю крещеного татарина по имени Антуан. Т.е. в золотоордынский период аланы жили в Тане.
М.М. Ковалевский в своей знаменитой работе по истории Таны упоминает, что аланы жили на острове напротив Таны, даже говорит о существовании в Тане бани аланов.
— Можно ли сказать, что полученная в дополнение к имеющейся информация – это еще один недостающий фрагмент в какой-то очень заманчивой картине, но еще предстоит искать недостающие звенья, чтобы восстановить ее полностью?
— Да. И восстанавливаться она будет не одно поколение.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.