СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2019   2020   2021   2022

Свидетели Рождества

Рождество Христово – величайший из двунадесятых праздников в воспоминание Рождения Иисуса Христа в Вифлееме. «Что принесем Богомладенцу Христу за явление на земле нас ради», — спрашивает во время праздничной службы один из церковных песнопевцев. И следует ответ: «Каждая из бывших чрез Него тварей приносит Ему благодарение: ангелы приносят пение, небеса – звезду, волхвы – дары, пастыри – чудо, земля – вертеп, пустыня – ясли, мы же – Матерь Деву». «Сегодня веселятся небо и земля! – живописуют картины праздника исполненные духовного восторга песнопевцы. – Да играют и ликуют горы, холмы, долины, реки и моря! Да торжествуют ангелы и люди, ибо ныне Христос пришел для обновления и спасения душ наших…»
А представляете, что творилось в душе тех, кому суждено было стать свидетелями Рождества? К ним, кстати, можно отнести не только людей... В композицию иконы «Рождество Христово» включают, помимо Младенца и Его Матери, Иосифа Обручника, волхвов, ангелов, пастухов и… домашних животных.
Об Иосифе Обручнике (обрученном муже Пресвятой Богородицы, приемном земном отце Иисуса Христа) мало известно —что происходил «из дома Давидова», зарабатывал на хлеб своим трудом, плотничая, что ко времени Рождества было ему около 80 лет. Согласно апокрифам, умер Иосиф перед тем, как Христос начал служение.
Пастухи – простые, чистые сердцем люди — первыми узнали о рождении Спасителя и поклонились Ему, их безыскусные души с детским восторгом приняли весть о чуде. Читаем в Евангелии от Луки: «Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Согласно православному преданию, благовестие пастухам произошло в 2 км на восток от Пещеры Рождества, на месте, на котором был впоследствии построен грекоправославный монастырь Пастухов в палестинском городе Бейт-Сахуре.
Также и волхвы (или маги), служащие звездам, были учимы звездою поклониться Христу – Солнцу Правды. В Евангелии от Матфея о них говорится так: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с Востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский, ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему…
…И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну».
Согласно преданию, произошло это не сразу после Рождества, а после Сретения. Может быть поэтому волхвы вошли уже не в пещеру, а, как говорится в евангельском тексте, в дом.
Пророчество о поклонении волхвов содержалось в ветхозаветных текстах. Читаем в псалме: «Цари Фарсиса и островов принесут Ему дары; цари Аравии и Сабы принесут дань». Фарсис – одно из названий Ирана, Аравия – Аравийский полуостров, Саба – древнее название Эфиопии.
В нижней части иконы рождественской темы изображаются две женщины, совершающие омовение Младенца Христа. Одна из них – повитуха, согласно апокрифу Иакова, была приведена в пещеру праведным Иосифом. Увидев чудесное рождение, она привела в пещеру другую женщину, у которой вызвало сомнение все происходящее. Описание последующих событий приведено в апокрифе: «И только протянула Саломея палец, как вскрикнула и сказала: Горе моему неверию, ибо я осмелилась искушать Бога. И вот рука моя отнимается как в огне… И тогда предстал перед нею ангел Господень, и сказал ей: Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к Младенцу и подержи Его, и наступит для тебя исцеление и радость. И подошла Саломея, и взяла Младенца, сказав: Поклонюсь Ему, ибо родился великий Царь Израиля. И сразу же исцелилась Саломея…»
Как известно, спеленатый Богомладенец родился в пещере, служившей пристанищем для домашних животных, и лежал, как в колыбели, в яслях – то есть кормушке. Значит, можно предположить, что свидетелем Рождества был и домашний скот. Новый Завет о нем не упоминает – только предания. Обычно на иконах изображают вола и осла, иногда коня и корову. «Оба эти бессловесные животные, стоя у яслей, своим дыханием согревали Младенца, по случаю тогдашнего зимнего времени, и таким образом служили своему Владыке и Творцу», — пишет Димитрий Ростовский. Присутствие животных не только подчеркивает место действия – хлев, но и символически отображает пророчество Исайи: «Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего; а Израиль не знает (Меня), народ Мой не разумеет».
Существует и другое толкование: вол и осел символизируют два народа – израильский и языческий, для спасения которых явился Христос. Часто в вертепе изображают овечек, собак – они тоже могли там оказаться в момент поклонения пастухов, которые, как предполагают, пасли именно стадо овец и пришли поклониться Богомладенцу вместе с отарой и ее сторожами.
Встречаются изображения вертепа с верблюдами – на них, согласно пророчеству Исайи, прибыли в Вифлеем волхвы. О посещении Христа братьями нашими меньшими есть замечательные и очень добрые стихи у Саши Черного:
Бык дохнул в лицо Младенца и, соломою шурша,
На упругое коленце засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши к яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише, одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке, полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке в яслях греть Дитя бочком…
Присмиревший белый козлик на чело Его дышал,
Только глупый серый ослик всех беспомощно толкал:
«Посмотреть бы на Ребенка хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко в предрассветной тишине…
А Христос, раскрывши глазки, вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки, прошептал: «Смотри скорей!»

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.