В Иерусалим – на осле

Через три дня – Вербное воскресенье, оно же – Вход Господень в Иерусалим, один из двунадесятых праздников, установленный в воспоминание о прибытии Христа в Иерусалим перед Своей мученической кончиной и Воскресением. Существует он аж с III века, его иконография стала складываться в IV веке. О событии говорится во всех четырех Евангелиях, причем описания евангелистов предельно кратки и почти не расходятся друг с другом в деталях:
Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! (Мф. 21, 6-9)
И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него. Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних! (Мк. 11, 7-10)
…и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса. И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге. А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! (Лк. 19, 35-38)
На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле (Ин. 12, 12-15).
В апокрифе Никодима также приводится похожее описание: «…увидел я, как (в город) въезжал Иисус, сидя на осле, а отроки еврейские взывали, ветви в руках держа: Осанна Сыну Давидову! Другие постилали одежды свои со словами: спаси нас, Благословенный на небесах, Грядущий во имя Господне!»
Во всех приведенных отрывках упоминается ослик, а в евангелии от Матфея еще и ослица.
И сразу же возникает вопрос – почему именно это животное привели Иисусу ученики, а не более благородного в нашем представлении коня?
Как известно, евангелия пронизаны множеством символов, знаков. Рассматриваемый момент не исключение – в нем заключено несколько различных значений.
По толкованию святых отцов, осленок — необузданный народ языческий, а ослица, о которой говорится в Евангелии от Матвея, — народ иудейский. Через апостолов они будут призваны и введены в Церковь.
Несколько толкований я нашла на страницах интернета. Так, в одной из заметок сказано, что на осле Авраам вез сына своего на жертвенную гору, то есть скромный ослик – мрачный символ грядущего заклания. И одновременно лучезарный символ царствования, поскольку пророчество от Захарии гласит: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (Зах. 9, 9).
Осел очень ценился на Востоке. У судьи Израиля Иаира было тридцать сыновей, «ездивших на тридцати молодых ослах» (Суд. 10,4). Советник царя Давида Ахитофел ехал на осле (2 Цар. 17,23). Мемфивосфей, сын царя Саула, приехал к Давиду на осле (2 Цар. 19,26).
Согласно обычаю царь мог ехать на коне только на войну, а когда приходил с миром, садился на осла. «Иисус Христос, — пишет иеромонах Иов на сайте православие.ру, — хотя и был Царем Иудейским, но шел добровольно на страдания. Поэтому он кротко въехал не на лошади, как завоеватель, а на молодом осле». «Он, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — …сделал ограничение, показывая, что не на конях, не на мулах надо мчаться, но должно довольствоваться ослом и никогда не искать сверх необходимого… Не на колеснице едет, как обычно поступают другие цари, не требует дани, не наводит Собою страха, не имеет копьеносцев, но и здесь показывает величайшую кротость. Спроси у иудея: был ли какой-нибудь царь, который бы на осле въезжал в Иерусалим? Он не может указать тебе никого, кроме только Христа».
Наконец, О.М.Фреденберг в статье «Въезд в Иерусалим на осле» рассматривает «ослиный» вопрос в увязке с мифами, древними племенными верованиями, где осел — божество плодородия. Даже коротко пересказать все нюансы его изложения невозможно.
Например, он пишет, что осел как часть культа плодородия был связан с хлебом и хлебными злаками, с хлебом отождествляется и тело Иисуса. Сам Вход в Иерусалим – это не что иное, как воспроизведение одного из моментов еврейского праздника жатвы и плодородия – Кущей. Упоминает он и такой интересный факт — у евреев существовал культ осла. Животное почитали за то, что некогда ослы указали им путь к воде и спасли от жажды. По некоторым версиям, в Иерусалимском храме даже хранилась золотая ослиная голова.
В общем, не все не так просто, и за фигурой скромного осленка, которому посчастливилось везти Мессию в Иерусалим, угадывается целый пласт символов и смыслов.
Между прочим, на средневековых сербских и новгородских фресках, на донских иконах изображение осла заменяли изображением коня, что на самом деле не согласуется ни с текстом евангелий, ни с пророчеством Захарии.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.