СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2019   2020   2021   2022

«Петра наследие храним!»

— Наступают торжественные моменты, которых мы ждали три года. Три года назад был подписан указ президента о праздновании юбилея в 2022 году, — сказал на церемонии открытия выставки директор Азовского музея-заповедника Е.Е.Мамичев. – 350 лет назад родился великий человек, которому предстояло стать покорителем османской крепости Азов, победителем непобедимых шведов, создателем Российской империи и автором множества преобразований. Петр объединил не только нас в этом зале, но и всю страну, многие музеи (в прошлом году была создана Ассамблея петровских музеев, куда вошел и АМЗ) и народы мира. В эти дни его будут вспоминать в разных странах.
Е.Е.Мамичев отметил, что заходя в зал погружаешься в петровскую эпоху, видишь самого Петра и многочисленные деяния, с ним связанные. «Это красиво, профессионально и очень актуально!» — резюмировал он и напомнил, что данный совместный проект далеко не первый в новейшей истории музея. Например, в эти дни на Соборной площади Петропавловской крепости Петербурга находится планшетная выставка из АМЗ, повествующая об Азове и Азовской крепости.
Кульминацией мероприятий, посвященных петровскому юбилею, станет, по сообщению Е.Е.Мамичева, фестиваль «Осада Азова», который по традиции состоится в первую субботу августа. В этом году на нем впервые реконструируют не Азовское осадное сидение донских казаков, а победу Петра над Азовом. Событие имеет статус федерального! «Праздник будет необычный – это мы вам гарантируем!» — обещал руководитель музея.
Выставка не только объединила множество авторов, но и продемонстрировала широкий спектр жанров и техник. Несколько картин представлены из фондов АМЗ. Это, например, великолепный портрет Петра работы известного донского художника П.С.Келлера, удивительно передающий дух петровского времени, – что-то типа свободной копии, стилизации по мотивам. Это две монументальные вещи Г.П.Солонина. На одной мы видим взятие Азова петровскими войсками. Острота момента подчеркнута огненностью палитры, насыщенной красками мощного, величественного зарева, ставшего центром сложной композиции. На другой перед нами предстает молодой Петр Алексеевич, автор увидел его человеком, захваченным идеей создания российского флота.
Наряду с ударными солонинскими полотнами центральное место отведено бюсту Петра работы знаменитого А.А. Скнарина – создателя ростовского памятника «Тачанка».
Остальные несколько десятков работ современных художников выполнены специально для данного проекта. По признанию П.П.Жайворонского, художника, председателя секции искусствоведения Творческого союза художников, это было непростой задачей:
— Узнав, что нам нужно отразить личность и эпоху Петра, я пришел в смятение. За 350 лет создано очень много различных, посвященных ему произведений. Одних портретов – 30-50, часть из них — при жизни известными художниками. А еще есть картины бытового, батального жанра, кинофильмы, литературные произведения! Наша традиция в этой области огромна. И сложность для художника состоит в том, чтобы не попасть в стереотип, создать что-то достойное и оригинальное. Наша организация в меру сил и возможностей попыталась отразить тему.
Как и художникам, зрителям придется непросто. Глаза разбегаются от обилия работ, очень разных, интересных, часто с подтекстом, прямо и косвенно указывающих на масштаб личности и дел Петра. С другой стороны – какое пространство для любования гранями искусства, находок и осмыслений! К примеру, этюдный портрет «Петр I – утро будущего России» Дмитрия Гончарова. По словам П.П. Жайворонского, легкий, непринужденный, с хорошим замыслом. Петр стоит у окна, открыв одну створку – надо полагать, это то самое «окно в Европу», о котором писал Пушкин. Отражение в стеклах другой створки – Петропавловский собор – углубляет композицию картины и одновременно указывает на начало нового пути России, ведь собор стал сердцем новой столицы, выразителем идей времени и символом наступившей модернизации.
Оригинальна абстрактная динамичная композиция декоративного характера Марины Дудник, в которой абрис «Медного всадника» объединяет в одну взрывную круговерть знаковые достопримечательности Петербурга. Вещь смотрится очень свежо. А вот серия офортов Натальи Чубановой, наоборот, выполнена под старину – так, как делали старые мастера.
Довольно любопытна история создания линогравюры «Во славу России» Олега Хомича. Как-то художник приехал в Белую Калитву и увидел на центральной площади пушку, на которой было «что-то написано про Петра». «Ой, думаю, а скоро же выставка, — рассказывает Хомич. – Я ее сфотографировал, потом вынашивал замысел, вырезал и напечатал». Пространство вокруг пушки заполнено печатями с символами, которыми, кстати говоря, царь был всерьез увлечен. На одной из печатей молодого Петра был, к примеру, масонский треугольник. Кирилл Письменский буквально накануне выставки закончил три акварели, которые по характеру исполнения напоминают графику, предназначенную для тиражирования, – плакаты и открытки. На каждой из них известный памятник Петру в Азове, Таганроге и Петербурге превращен в созидательный, горящий идеей образ, помещенный рядом с узнаваемым видом города и дополненный высказыванием царя.
Есть вещи более простые по содержанию, но так же ясно повествующие о «славных днях Петра». Например, мне очень понравился пейзаж Константина Арещенко с Невой, Ростральной колонной и виднеющейся вдали Петропавловской крепостью. Атмосферный, напоенный солнцем, написанный в необычных для Северной столицы теплых тонах, характерных для нашего юга (этакий живописный оксюморон). Или, наоборот, вид на Мойку и Исаакиевский собор Юрия Сивачева в более традиционной для севера прохладной и сдержанной цветовой гамме, тоже прекрасно передающий световоздушную среду.
В общем, каждый найдет на выставке что-то близкое, по душе, быть может, откроет для себя что-то новое, и это станет толчком для более глубокого изучения мощной и полной противоречий личности царя, его реформ, времени, истории России.
Выставка работает до 30 июня.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.