СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2019   2020   2021   2022

Скатертью, скатертью дальний путь стелется...

Из всех видов моделирований моделирование железной дороги со всеми ее атрибутами (рельеф, растительность, строения, техника и пр.) – самое дорогостоящее, сложное и в то же время, видимо, невероятно интересное занятие. Преданных ему мастеров можно по пальцам пересчитать. Выставки, устраиваемые ими, — уникальное и зрелищное событие. В настоящее время такая выставка – она называется «Железнодорожный мир в миниатюре» — проходит в нашем музее.
Ее автор Александр Копычев представил вниманию зрителей макет действующей железной дороги 1980-го года в окружении ландшафта европейской части России, то есть пейзажей разнообразных, но привычных нашему глазу. Это не конкретный участок, а собирательный образ. Именно этот период выбран для визуализации, поскольку, по словам автора, он нравится ему больше всего в техническом плане и по архитектуре. Тогда каждая станция была открытием, имела свой облик, сейчас же их индивидуальные черты размыты пресловутым евроремонтом и сайдингом. Азовский вокзал – приятное исключение.
Александр уже двадцать лет занимается моделированием. Его макеты выставлялись на ВДНХ, находятся на Рижском вокзале столицы. То, что зрители видят в музее (в одном из самых больших его залов) – лишь четвертая часть того, что он мог бы представить! Есть у него, например, участок с горным пейзажем и виадуком. Есть собирательный образ железной дороги, тянущейся вдоль черноморского побережья Кавказа.
Модули, из которых составляется макет, делаются в определенном масштабе – в данном случае 1:87 (это касается не только размера, но и скорости) и строго по стандарту. Так в 70-е годы прошлого века договорились делать американские «железнодорожники», чтобы, собравшись вместе, они могли выстроить единую схему любой длины. По типу домино.
При создании дороги в ход идут самые разные материалы. А вот железнодорожные пути за немалые деньги покупаются готовыми за рубежом.
На выставке по кольцевой дороге ходят пассажирский и грузовой поезда, по тупиковому участку – паровоз. Автор называет его леспромхозовской веткой, то есть принадлежавшей не министерству путей сообщения, а конкретному предприятию.
Экспозиция невероятно реалистична. Детализация, с которой она сделана, поражает воображение! Ты будто в самом деле погружаешься в микроскопический вариант Советского Союза. Даже номера на машинах – советские (их можно рассмотреть в лупу), а на вагонах указаны сроки ремонта – 1979-1980.
Стоит включить штепсель в розетку – и жизнь закипела. Поезда набирают ход. Дежурный по станции на посту электрической централизации руководит их движением. Стрелки направляют их с одного пути на другой. Горят фонари. Мимо проносятся мосты, тоннели, подпорные стены, водопропускные трубы – все искусственные сооружения, которые встречаются на настоящей железной дороге. Достоверности картине добавляет множество бытовых деталей. Вот общежитие. В окнах горит свет, и внутри видно мебель, вахтера, жильца, который балуется пивком. Вот жилые вагоны. На леспромхозовской ветке – узкоколейка, товарная контора, главный материальный склад, заправка. Едет мусоровоз. Двое целуются на лавочке. Кто-то там даже справляет нужду в уличном туалете. Все как в жизни. Если бы хватило места и дорогу можно было закольцевать, по ней бы ездил автобус.
Единственное, что не соблюдено – количество вагонов в грузовом поезде: их не 60, как иногда бывает, а 20-30, иначе просто взглядом не охватишь. Ну, и повороты круче, чем на перегонах настоящей железки – для компактного размещения макета.
В общем, эта замечательная и очень необычная выставка понравится и детворе, и взрослым, которые в детстве мечтали об игрушечной железной дороге, ностальгируют по СССР и просто по достоинству могут оценить титанический труд и мастерство моделиста.
На мой взгляд, у нее только один недостаток: ты не можешь уменьшиться в 87 раз, залезть в вагон, помахать рукой и рвануть куда-нибудь, мурлыча под нос мелодию «Голубого вагона»…

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.