СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2019   2020   2021   2022

И это все о нем

Впереди нас ждет кульминация череды тематических событий, призванных отдать дань памяти блистательному отечественному реформатору императору Петру I по случаю его 350-летия, – фестиваль военно-исторических клубов. На этот раз, напомню, фестиваль посвящен не отважной защите Азовской крепости донскими казаками, а взятию Азова Петром. Как бы предваряя грядущий апогей, в «Меценате» открылась еще одна художественная выставка в честь круглой даты самого известного российского самодержца – «Петр Великий и его эпоха в работах художников», где, кроме знакомства с экспонатами, предоставленными четырьмя крупными музеями области, состоялось некое подведение итогов юбилейных торжеств и анонсирование будущей августовской реконструкции, которая наряду с фейерверком в Старочеркасске и научно-практической конференцией в Таганроге объявлена наиболее важным в Ростовской области мероприятием, приуроченным к юбилею монарха.
Пункты посвященной ему программы стали реализовываться еще три года назад. Достаточно напомнить читателю хотя бы о выставке одного шедевра из Третьяковской галереи – Ильинской Черниговской иконы Божией Матери, написанной в честь взятия Азова войсками молодого Петра. Были у музея совместные проекты с Государственным музеем-заповедником «Петергоф», с Государственным музеем истории Санкт-Петербурга в Петропавловской крепости, с Творческим союзом художников России – «Меценат» стал первым пунктом в турне по городам области выставки работ современных художников «Петра наследие храним».
Проект «Всероссийская дубрава императора Петра I» будто зеленым поясом связал азовскую землю с различными территориями самого большого материка планеты – Евразии, где высаживались саженцы, выросшие из желудей Дуба Петра Великого. На юге России мы пока единственная территория, где дубки растут там, где ступала нога Петра Алексеевича. Как отметил директор АМЗ Е.Е.Мамичев, дела Петра живут не только в наших сердцах, памяти, искусстве, выставочных залах, но и на живой земле.
Открывшаяся выставка — общий проект четырех участников Ассамблеи «петровских музеев» России: АМЗ, Ростовского областного музея изобразительных искусств, Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника и Таганрогского художественного музея.
Приветствуя собравшихся на открытии выставки, директор музея сообщил, что упомянутая Ассамблея – авторитетная масштабная организация, созданная под эгидой Минкульта, координируемая гендиректором Петергофского музея-заповедника Е.Я.Кальницкой. Она насчитывает 115 участников, но Азов вошел в нее одним из первых и активно приступил к работе.
Рассказывая о предстоящем фестивале, Евгений Мамичев подчеркнул: «Петровский юбилей настолько мощная вещь, что консервативные реконструкторы согласились на один раз изменить традиции и воссоздать осаду Азова Петром. Провести мероприятие на высшем уровне — большая ответственная работа для властей, музея, всего городского сообщества. Мы вместе справимся, а силы нам придаст Петр I».
Новая выставка создана не только с целью показать ценные экспонаты из собраний нескольких музеев РО: это своего рода выражение признательности музейщиков Петру Алексеевичу как зачинателю музейного дела в России. Он, как известно, основал первый отечественный музей – Кунсткамеру.
— В год празднования юбилея Петра I деятелей искусства по-прежнему интересует исключительность его личности, характер его реформаторских инициатив. Значимость творческого посыла петровской эпохи и ее персоналии позволяют современным художникам заново изучить и изобразить великую петровскую историю, а зрителям ощутить дух того далекого, наполненного тяжелыми испытаниями, но по-настоящему великого времени великих свершений, — считает куратор выставки ст.н.с. Надежда Суворова. – Сам Петр Алексеевич немало внимания уделял изобразительному искусству, прежде всего гравюре. Он широко использовал ее для пропаганды проводимых им преобразований и изображения важнейших событий своего царствования. Это мы видим в офортах Ивана Зубова, одного из первых русских граверов.
Примеры печатной графики есть и на выставке – линогравюры петербургского художника, мастера станковой и книжной графики Р.М.Яхнина. В них отразилось и создание русского парусного флота, и первые победные баталии, строительство новой столицы на Балтике. В технике акварели художник О.В.Лебедь ведет художественное повествование о строительстве первых русских кораблей. Ростовский график А.Ф.Петухов в наивном искусстве лубка возвращает зрителя к далекой истории петровских завоеваний турецкой крепости Азов.
Об этом же повествует хорошо известная картина М.М.Львова из фондов Старочеркасского музея-заповедника «Сборы Петра I под Азов».
— Интересным разделом выставки можно считать портреты русского императора, — продолжает Надежда Суворова. – Художники стараются увидеть Петра I таким, каким видели правителя его современники. В авторских произведениях современных художников образ Петра часто переосмыслен, а его настроение отражает замысел, который вкладывает художник.
Среди портретов есть и довольно редкий тип изображения: линогравюра Яхнина показывает нам монарха, позирующим художнику.
Из написанных маслом пейзажей хотелось бы выделить вид на Никольский собор Таганрога Н.Н.Ливады – залитый солнцем храм показан с необычного ракурса. На картине Д.Н.Мясникова «Невы державное теченье» великолепно сочетается с величием и спокойствием классических черт здания Академии художеств.
Зрители увидят на выставке и предметы ДПИ – гальванопластику, керамопластику, а также скульптуру, которая заставила экс-главного архитектора Азова В.Т.Фоменко вспомнить об истории создания памятника Петру в Азове. Его, по словам Владимира Тихоновича, не очень-то хотели ставить. Казачество было против – вспомнило, очевидно, как Петр уничтожил казачьи вольности, как жестоко обошелся с булавинцами. Предъявлялись и менее обоснованные, чисто бытовые претензии. Для установки памятника требовалось срубить липы, дающие тень. «Где же мы сидеть будем?» — сокрушались азовчане.
Место установки нашлось не сразу. Предлагались разные варианты: водрузить статую на валах, на будущей набережной и напротив музея, где стоит сейчас памятник соратнику Петра – Шеину. Рабочую модель выполнил народный художник СССР скульптор Олег Константинович Комов. Была идея изобразить Петра верхом на коне, но Комов задумал иначе. К сожалению, скульптор безвременно ушел из жизни, и доделывать фигуру пришлось его ученику Андрею Ковальчуку. Сегодня Ковальчук возглавляет правление Союза художников России, имеет звание народного. То есть, над памятником, вошедшим в число главных достопримечательностей города, работали выдающиеся художники России.
Поскольку Петр любил иногда пошутить (вспомним его шутихи-фонтаны в Петергофе), этот момент его характера тоже нашел отражение на выставке в оригинальной, озорной работе В.В.Кочегуры – паре гигантских (под стать фигуре царя), выкованных из железа ботфортов и прилагающейся к ним трости. Можно стать позади сапог, опереться о трость, приосаниться — и запечатлеть себя на память в таком вот императорском «прикиде».
Церемония открытия выставки началась и завершилась музыкальными произведениями петровской эпохи, замечательно исполненными И.А.Синягиной.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.