СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024
Требуются 7839

Единственная

Еще в 1996 году на заседании азовского клуба пушкинистов «Лира» рассматривалась любопытная, в 90-е впервые громко озвученная в стране версия о том, что музой-вдохновительницей А.С.Пушкина была… императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I. Любовь к ней поэт пронес через всю жизнь.
Это ей, а не Керн, посвятил он «Я помню чудное мгновенье». Для него она, а не кто другой являлась «… в мире Богом, предметом тайных грез и горести залогом».
В 2005 году «другу сердца» поэта посвятила свою лекцию в Центральной библиотеке имени Крупской, председатель Таганрогского пушкинского клуба О.Н.Зуева.
Встреча эта настолько поразила ее участников, что библиотекарь (а ныне и руководитель «Лиры») Т.И.Назарова отозвалась о ней как о мастер-классе по изложению материала, как о театре одного актера.
И вот, семнадцать лет спустя, 16 сентября азовчане – участники клубов «Лира», «Гармония» и «Петрович», любители поэзии, школьники («Всех нас объединил Александр Сергеевич!» — заметила Тамара Ивановна) – вновь имели счастье услышать аргументы О.Н.Зуевой в пользу утаенной любви поэта.
Представляя гостью, Тамара Ивановна сообщила, что она азовчанка, по профессии театровед. Когда-то, десятки лет назад, именно О.Н.Зуева организовала театральную студию, из которой с приездом Г.А.Пирогова вырос ТЮЗ.
Как и ожидалось, страстный монолог Ольги Николаевны стал для присутствующих бальзамом для души, неожиданным, но таким желанным подарком. Как отозвалась одна из зрительниц: «Видно, что человек одержим Пушкиным. А нам сегодня так не хватает именно такой одержимости…».
Всем пришедшим на встречу землякам О.Н.Зуева подарила свою книгу «Гений неги», презентации которой и было посвящено это незабываемое мероприятие, более того – дала свой номер телефона: «Будут вопросы – звоните».
Содержание книги коротко расшифровано так: «Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в свете утаенной любви поэта к императрице Елизавете Алексеевне, супруге императора Александра I». И далее: «Судя по срокам появления в печати глав и тонким мистификациям в черновиках, роман был задуман и создавался для… императрицы Елизаветы Алексеевны. Чтобы из изгнания, вопреки запретам переписки, по-прежнему свободно общаться со своей единственной «утаенной» любовью через… отступления в романе. С Неё же «образован Татьяны милый идеал».
Блестящее исследование Ольги Николаевны – фрагмент рукописи ее книги «История Пушкина, подтверждаемая самим поэтом». Оно великолепно оформлено – качественная бумага, множество иллюстраций. Главное выделено жирным шрифтом – так читателю легче делать выводы, выносить суждения, к которым подводит автор.
Уже первые строки буквально ошеломляют, утверждая, что причиной южной ссылки Пушкина послужила не ода «Вольность», а то, что он «многие годы умело, пламенно, рыцарски служил Елизавете Алексеевне». Тут же приводятся веские тому доказательства.
И далее, говоря уже непосредственно об «Евгении Онегине», книга интригует: «Замысел с подлинными героями, которых пришлось прятать за вымышленных… Свободный роман любовной дружбы императрицы и поэта…»
Читатель, с которым автор делится своей неистовой увлеченностью Пушкиным, до последней страницы будет чувствовать, будто, восторженный и ошарашенный, идет вслед за первооткрывателем еще неведомой доселе информации, совершая литературное путешествие по пушкинским строкам.
Возьмем, к примеру, название романа в стихах. «Что, если название романа «ЕвГений ОНегин» происходит от «гений неги»? – вопрошает О.Н.Зуева. – Возможно, услышав от Нее об этом несомненном своем таланте, поэт просто увековечил остановленное им прекрасное мгновенье. В самом красивом и утонченном варианте оформления одного из лучших изданий «Евгения Онегина» просматривается непроизвольный намек на это… Художницей Е.И.Самокиш-Судковской, отмеченной Романовыми Высочайшей наградой за «Коронационный сборник», два слова названия книги зачем-то смещены и разделены (дважды!) объемными виньетками сомнительной художественности и необходимости. По центральной оси читается «гений неги».
Собранный О.Н.Зуевой материал можно рассматривать не только как доказательство того, что Елизавета Алексеевна была для Пушкина «другом сердца», что «жизненный пульс поэтической Музы всегда зависел для Пушкина от влияния Той, «которой очи, Как небо улыбались мне», но и в качестве сборника интереснейших фактов и диктуемых ими порой неожиданных выводов о поэте, его окружении, которые могли быть подмечены только очень тонким наблюдателем, внимательным и деятельным исследователем пушкинского наследия.
Ну, например, (Ольга Николаевна упомянула об этом в своем рассказе) при ремонте пушкинского захоронения прямо под памятником была обнаружена кирпичная камера с черепами двух пожилых людей – мужчины и женщины. В то же время могилы Александра I и его жены в Петропавловской крепости пусты! При обретении мощей святого старца Феодора Кузьмича Томского, под именем которого предположительно скрылся от света император Александр, не обнаружено черепа и берцовой кости. Вполне вероятно, что для того, чтобы уберечь в 20-е годы XX века останки императора и его жены, будто бы принявшей постриг под именем Веры Молчальницы, от осквернения, царственному праху верные посвященные дали единственное защищенное пристанище в России – в Пушкинских горах.
Или – вот, в книге О.Н.Зуева публикует профиль Елизаветы Алексеевны в кишиневском автографе А.С.Пушкина, который в интернете помещен исключительно с пометой «Собаньская». «Самая красивая из всех рисунков Пушкина голова изображена поэтом склоненной; из раны на шее сочится кровь, образуя пятно, подобное розе «на персях Элизы моей». Так в дни, когда «Петербург был полон людей, велегласно проповедующих правила, которые прямо вели к истреблению монархической власти», «Пушкин изобразил преследовавший его в те дни ужас: императрицу Елизавету Алексеевну ждала участь французской королевы Марии Антуанетты, обезглавленной гильотиной».
Сохранился и портрет Пушкина конца 1813 года, нарисованный, как убеждена О.Н. Зуева, Елизаветой Алексеевной, а не С.Г.Чириковым, как принято считать (в пользу этого приведены три аргумента), где юный поэт «погружен в себя, внимая чему-то очень значительному для него»...
Два часа общения с Ольгой Николаевной Зуевой обернулись мгновением. Как и семнадцать лет назад, зрители были очарованы ею и слушали взахлёб. Перед ними предстал живой поэт.
Для полноты картины Тамара Ивановна привела отрывок одного из интервью с гостьей: «Если у тебя есть Пушкин, ты никогда не будешь одинок. Пока мы будем помнить и чтить его наследие, будет жива духовность России».
А З.И.Баева завершила этот чудесный вечер стихами: «А лира Пушкина живёт, и средь любых веков не молкнет».

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.