СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024

Добро пожаловать в «войлочный дом»!

В гости к нам приехала Калмыкия – край степей и диких мустангов, тюльпанов и лотосов, буддистских пагод и экзотических монгольских традиций. Точнее в Азовский музей-заповедник – выставка «Кочевой быт калмыков» из Национального музея РК им. Пальмова. Это уже второй совместный межмузейный проект. Первым стала выставка работ современных художников Калмыкии, которая прошла в 2019 году в «Меценате».
Музей им.Пальмова сотрудничает с музеями Ростова, Новочеркасска, Раздорской, но более всего ему полюбился именно АМЗ. Поэтому Калмыкия вновь пожаловала к нам, и теперь каждый азовчанин может заглянуть в тайны самобытной ее культуры, которая всегда вызывает огромный интерес, представить благодаря работам художников ее уникальный ландшафт – тысячи туристов едут туда ежегодно, чтобы полюбоваться яркостью красок цветущей степи. «Зайти» в кибитку, рассмотреть домашнюю утварь, предметы религиозного назначения, иконы и картины. Прежде «Кочевой быт калмыков» экспонировался в Москве, Казани, Самаре, Ульяновске, Саратове, Краснодаре, Астрахани, Чечне и Дагестане.
Кажется, Калмыкия – это что-то совершенно диковинное, иное. Однако в нашей и ее истории есть и немало общего. — Скифы, сарматы, наследие Чингисхана. И эти земли, и Калмыцкое ханство – осколки Золотой Орды. Кто бы мог подумать, но в 1696 году 3000 калмыков в составе войска Петра I осаждали Азовскую крепость.
Итак, главный экспонат удивительной выставки – мобильное жилище кочевников. Сами калмыки называют его «ишкя гер», что значит «войлочный дом». Мы же — юртой, а с легкой руки А.С. Пушкина – и кибиткой (по аналогии с цыганским жильем). Если вы помните, свое «Путешествие в Арзрум» поэт проложил через калмыцкие степи, в своих произведениях он 18 раз упомянул их жителей и написал ставшие широко известными строки о калмыцкой женщине:
Пока коней мне запрягали,
Мне ум и сердце занимали
Твой взор и дикая краса.
Юрта появилась еще в первом тысячелетии до н.э. и в средние века приобрела современный вид. Она состоит из деревянного каркаса и войлочного покрытия, за 2-3 часа собирается и разбирается – этим, кстати, занимались в основном женщины и дети; транспортировалась она двумя лошадьми или одним верблюдом.
Фрагмент юрты на выставке состоит из трех стен, а вообще самая маленькая юрта имеет шесть стен и в диаметре равна шести метрам. Дверь выходит на юг-юго-восток. В центре хозяева устанавливали котел на треноге, который никогда не должен пустовать (для соблюдения обычая авторы выставки опустили в него несколько монет). Варили в нем мясо, чаще баранину, которое запивали бульоном, бёреки – подобие наших пельменей. Пили соленый молочный чай, в который добавляли бараний жир и выжарки из бараньего сала.
Мясо и молоко — основная пища калмыков, даже водку гонят они из молока! С собой из внутренней Монголии в низовья Волги калмыки привели четыре вида домашних животных: барана, корову, коня и верблюда. В снежные степи первыми выпускали коней, чтобы те разбили копытами снежную корку. Лошади поедали верхушки сухих трав. Далее запускались коровы, бараны, подъедавшие все под корешок, и, наконец, верблюды, которые едят то, что не ест ни одно другое животное.
Разделялась кибитка на две части: слева – мужская, справа – женская. В ней стояла немногочисленная мебель, в центре – алтарь: место для ритуальных предметов. Что любопытно – разборная кровать хозяина стояла на женской половине. А сама хозяйка спала с детьми вокруг очага. На кровати, помимо главы семьи, могла спать лишь девушка на выданье.
В кибитке вы увидите мужской и женский костюмы, маслобойку, кожаный мешочек для чая, сундук, комод, деревянное ведро и пр. Калмыки издревле пользуются деревянной посудой и славятся как хорошие резчики.
Интересно, что юрта, появившаяся тысячи лет назад, поражает своим совершенством и сегодня. В течение всего этого времени ее компоненты тщательно оттачивались, пока не достигли идеала. Она остается популярной и в наше время. Небольшой вес, компактность, мобильность, всесезонность и унифицированность деталей в сочетании с невысокой стоимостью делают ее высококонкурентоспособным жилищем на рынке легких сооружений.
Помимо юрты вниманию зрителей представлены десятки интереснейших экспонатов. Например, шахматы – калмыков издревле с малых лет обучали этой игре, только доска была из войлока и фигурки иные: вместо пешек – бараны, вместо короля и ферзя – хан с ханшей, вместо ладьи – быки и верблюды на месте слонов! Экзотично смотрятся чехлы для кос калмыцкой женщины, они же накосники, украшенные металлическими оберегами. До замужества калмычка носила одну косу, после заплетала две, левая означала силу мужа, правая – ее собственную, и силу эту женщина должна была оберегать.
Поскольку буддизм – совершенно неизвестная нам религия, зрителю будет интересно увидеть связанные с ней экспонаты. Лампадки, трубу, голосом которой маркируется начало и конец богослужения, барабаны с заложенными в них листками с молитвами – прежде люди были неграмотны, и обращались к Богу посредством верчения наполненного молитвами барабана. В огромные барабаны рядом с храмами закладывались тысячи молитв, в домашние 108 – по числу основных божеств. А вообще, говорят, в индуизме и буддизме божеств столько, сколько песчинок на дне реки Ганг!
В буддизме присутствуют не только живописные, но и скульптурные изображения. На выставке вы увидите Зеленую Тару, готовую всегда прийти на помощь, в знак чего спущена ее правая ножка, и Белую Тару с семью глазами – помимо привычных трех глаз у нее прорези на ладонях и ступнях, чтобы лучше видеть человеческие чаяния и скорее помочь.
Знакомство с Калмыкией делают более осязаемым и работы современных художников. Это иллюстрации к героическому эпосу «Джангар» — главному литературному памятнику духовной жизни калмыков, и страницам истории, бытовые зарисовки, пейзажи, один из которых расцвечен степными тюльпанами, и пр.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.