СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024

Каждый должен заниматься своим делом

Прочитав в газете «Читай-Теленеделя» №43 от 25.10.2022 г. статью «А я думаю так!», пребываю в лёгком недоумении. Автор этой статьи пытается убедить горожан в том, что Успенская церковь никогда не стояла на Петровской площади города Азова. Большое количество исторических источников, доказывающих обратное, при этом игнорируется.
Более того, мне, как руководителю археологической экспедиции по поиску фундамента Успенской церкви, приписывается то, чего на самом деле нет: «<…> представитель частной археологической организации утверждает, что это фундамент именно Успенского храма, надеясь на то, что это позволит оформить передачу земельного участка религиозной организации» – данная информация является недостоверной. И я бы сказал: «Если вы хотите узнать, на что я "надеюсь" – спросите у меня напрямую». Но в этом нет необходимости. В той «многочисленной информации, распространяемой местными СМИ», на которую ссылается автор статьи, о моих целях упомянуто неоднократно.
В репортажах ТК «Пульс» от 12 и 19 сентября 2022 г. говорится вполне конкретно: «Узнать о точном местоположении и размерах Успенского собора является целями археологической экспедиции».
И ещё одна точная цитата: «Главная цель – это, всё-таки, археология поздних периодов» [https://youtu.be/UAo-jA9XSB4 с 1 мин. 15 сек. записи]. И в этих же репортажах объясняется «Почему это важно?».
Дело в том, что археологией XIX века у нас в области вообще мало кто занимался, а церковной археологией (именно практическими, полевыми исследованиями церквей XIX века) – вообще никто не занимался. Вся полученная нами информация новая: о ширине фундамента, о глубине его залегания, о материалах и архитектурных особенностях той части церкви, которая сегодня скрыта под землёй и является объектом изучения археологической науки. Эти сведения не сохранились в письменных источниках, и нам даже не с чем их сейчас сравнить, поскольку для этого нужно проводить раскопки других церквей Ростовского уезда. Вот в этом и был научный смысл и научная значимость проведённых на Петровской площади археологических работ [https://youtu.be/1aYay-BfgLA со 2 мин. 31 сек. записи]. Поэтому не надо додумывать за меня, на что я там "надеюсь" – я сам в состоянии об этом рассказать.
Но приписывание мне не моих мыслей – это не единственная сомнительная информация, опубликованная в статье «А я думаю так!». Поскольку эта статья напечатана в официально зарегистрированном СМИ и в итоге станет историческим источником, считаю своим долгом обозначить недостоверную информацию и опубликовать достоверную.
«В 1847 храм восстановили. <…> Но его место нигде не указано» – это не так, его местонахождение указано на многочисленных Планах XIX – нач. XX вв., в то время имевших юридическое значение. Я понимаю, что в своих краеведческих поисках автор использовала исключительно малонадёжные сведения из интернета, а «других источников пока не нашла» – но можно было обратиться к профессиональным историкам, изучавшим эту тему, и они бы с удовольствием проконсультировали. Хотя вряд ли эти историки смогли бы в чём-то убедить автора, поскольку она пишет, что в Азовском музее-заповеднике ей «показали карту вроде бы 19 века, и на ней просто обозначен крест» – удивительно, что мне это приходится объяснять работнику строительной отрасли, но подобными «крестами» на картах и планах обозначали (и до сих пор обозначают!) церкви. Правда, далее автор поясняет, чего этой карте не хватает: «Но описания нет, просто догадки». На это я могу уверенно заявить: на карте, хранящейся в фондах Азовского музея-заповедника, подписи может и нет, но в условных обозначениях «Плана посада Азова» от 5 ноября 1867 г. чёрным по белому написано: «Церковь на Форштадте во имя успения Св. Богородицы» (этот План хранится в Государственном архиве Ростовской области) – см. рис. 1.
Следующая недостоверная информация противоречит сама себе: «В 1931 году на базе сторожки чулочной фабрики появился какой-то храм…» – на самом деле нет, храм появился в 1847 г. и в 1931 г. ещё функционировал на своём старом месте; но читаем дальше: «… который был закрыт в 1935 году, его начали разрушать и окончательно разрушили в 1936 году. Но это оказалась сторожка. В 1942 году <…> богослужения были возобновлены <…> община заняла здание бывшей сторожки, где был организован молитвенный дом» – так как же (!) в 1942 году молитвенный дом мог быть организован в сторожке "окончательно разрушенной" в 1936 году?!
Теперь перейдём к наиболее явному противоречию с действительностью: «Я устно объясняла всем представителям городской власти и призывала их прочитать рукопись покойного ГАЖАЛОВА А.Н. <…>, которая хранится в Азовском музее, что на этой площади никогда не было церкви <…>. Там он описывает, что чулочная фабрика располагалась рядом с тем местом, где они <…> строили на базе фундаментов бывшей сторожки, затем переоборудованной под ремонтную мастерскую <…>. Им пришлось этот подвал переоборудовать под командный пункт». А теперь открываем эту самую рукопись ГАЖАЛОВА, читаем нужный отрывок и сравниваем подчёркнутые фразы: «<…> я получил задание построить на базе церкви в самом центре города (где сейчас старая чулочная фабрика) командный пункт. Пришлось снять пол этой церкви и над подвалом положить железобетонную плиту <…>» – см. рис. 2.
Так что я поддерживаю призыв «прочитать рукопись покойного ГАЖАЛОВА», поскольку он в ней неоднократно упоминает церковь! Не надо верить на слово, если сомневаетесь – обратитесь к первоисточнику.
Более того, я готов встретиться с оппонентом на открытой площадке, на которую можно пригласить общественность, научных сотрудников Азовского музея-заповедника, представителей органов государственной власти (Администрации города, Министерства культуры или других заинтересованных учреждений) – и вживую обсудить все спорные моменты, если, конечно, озвученные в статье «А я думаю так!» сомнения возникают не только у её автора.
Но моё предложение касается исключительно вопроса о локализации Успенского собора, его истории и проведённых археологических исследований. Современная история Петровской площади, а тем более планы на её будущее выходят за рамки моих жизненных и, тем более, научных интересов.
А вот для автора статьи «А я думаю так!», которая цитирует разработанный в 2016 году «Комплекс мероприятий по сохранению исторического облика Петровской площади», хочу заметить, что, очевидно, в его третьем пункте, а именно во фразе «восстановление утраченных градоформирующих архитектурных объектов», заложена идея восстановления Успенской церкви – поскольку других утраченных градоформирующих объектов на Петровской площади не было и именно она являлась архитектурной доминантой не только этой площади, но и всего города Азова (см. рис. 3).
Подведём итоги: даже без раскопок, только картографии и документальных источников достаточно, чтобы понять, что с 1847 до 1930-х гг. на Петровской площади стояла Успенская церковь. Все это и так знают, об этом свидетельствует большое количество исторических источников: старые фотографии, записанные воспоминания, архивные документы, карты и планы. Но важно и то, что данный факт официально зарегистрирован!
17 декабря 2018 г. вышло Постановление Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области № 20/01-01/406 «Об утверждении границ территории объекта культурного наследия регионального значения "Церковь успения Божией матери с колокольней" (уточненное наименование: "Памятное место, на котором до 1932 г. находился храм успения Пресвятой Богородицы")».
Теперь же, благодаря проведённым археологическим исследованиям, мы смогли выявить памятник периода Нового времени, определить точное местонахождение Успенского собора, впервые за 90 лет увидеть его каменную кладку, получить новую историческую информацию и поднять вопрос о музеефикации обнаруженных археологических объектов. Всё это уже однозначно является прогрессом. А в случае реализации идеи музеефикации, путём сооружения над отдельными участками фундамента стеклянных ниш и павильонов, грамотно вписанных в окружающий ландшафт, город получит новый историко-археологический объект, настоящее окно в прошлое, которое станет магнитом для туристов.

Дмитрий Зенюк,
историк, руководитель археологической экспедиции по поиску фундамента Успенской церкви.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.