{nomultithumb}{nomultithumb}
За сравнительно короткий срок правления Мышкина, Азов обрел новое дыхание. Его плодотворная деятельность во всех сферах городской жизни вызвала одобрение единомышленников и зависть недоброжелателей. В конце 1909 г., газета «Голос Приазовья» писала: «Разве не раздавались злобные возгласы его врагов при различного рода начинаниях, разве не было клевет, инсинуаций. Но все победила честная, светлая энергия этого человека и его думских помощников и мрак, роковой мрак рассеялся, и стало видно, что плохо и что хорошо...».
На тот момент городской голова лучше других понимал, что является главным и что второстепенным для развития цивилизованности и стабильности в городе. Он знал, что дело не в рыбе: на гербе ли она, или под гербом. Первым делом, считал Мышкин, Азову нужны подъездные дороги и благоустроенные проезды по городу. Вторым делом нужно двигать торговлю. Третье — это развитие образования и культуры. И, наконец, — медицина, забота о здоровье жителей. Вот, четыре основных направления его градоначальнической деятельности, которые Мышкин принял для себя, как незыблемое правило. Естественно вытекающим из этих составляющих, считал он, должно 6ыть развитие строительной деятельности и внедрение последних инженерно-технических достижений. Бесспорно, самой блестящей его заслугой была железная дорога.
Добиться разрешения на ее подведение к Азову, «при усиленных хлопотах Ростова помешать этому», для Мышкина было делом изнурительно-тяжелым. Несколько раз он ездил в столицу настойчиво стучался в двери различных министерств, чтобы убедить кого следует в государственной важности и необходимости реализации этой идеи. Как писали тогда в местной газете: «Как, куда, с какой стороны зайти, с какого конца начать, мы сами ничего не знаем и где самое незначительное указание требует денег, денег и денег...». Его мытарства увенчались успехом. В 1910 г., за шесть месяцев, железная дорога в Азов со стороны Батайска была построена.
6 декабря 1910 г. на новую станцию «Азов» пришел первый поезд, торжественно встреченный десятитысячной толпой и властями города.
В общенародном ликованьи, виновника торжества, Мышкина, носили и качали на руках — случай, до сей поры небывалый.
Председатель Совета Министров Российской империи П.А. СТОЛЫПИН поздравил телеграммой жителей города и своего последователя в Азове — городского голову В.И. Мышкина с открытием движения по железной дороге.
Управляющий Владикавказской железой дорогой — КРИГЕР, писал Мышкину в телеграмме: «Поздравляю Вас и городское управление с открытием Азовской линии; от души желаю, чтобы соединение города всей рельсовой сетью послужило дальнейшему быстрому развитию и процветанию этого древнейшего русского города на берегу великого Дона». Пришли поздравления с открытием азовской железной дороги от Министра путей сообщения С. РУХЛОВА и бывшего городского головы И. ШИХОВА, который так же пытался подвести к Азову железную дорогу но ему это сделать не удалось.
В следующем 1911 году, железную дорогу от нового вокзала станции продолжили к Донскому берегу, в порт для его развития.
Мышкин вовремя успел с железной дорогой.
В следующем году, после того, как его не стало, началась роковая общечеловеческая трагедия
— Первая мировая война. Затем, явились один за другим; революции, разруха, безумие гражданской войны, голод, репрессии, страх... Затем, короткая передышка и вновь: война, невиданные жертвы и опустошения. Так как все завязано в цепочке событий и их обстоятельств, в тот длительный тяжелый период всеобщего выживания, истерзанный город не смог бы построить железную дорогу. В послевоенное время Азов не привлек бы к себе такое внимание для размещения мощных предприятий промышленности, развития нового строительства и вытекающих из этого закономерностей экономического подъема, быстрого роста населения. Все могло случиться иначе. Но мы имеем то, что сейчас имеем.
P.S. В этом году, приближается столетие прибытия первого поезда в Азов. Пока есть еще время, это знаковое событие, изменившее жизнь города, нужно отметить, как это присуще цивилизованным людям, почитающим свою историю. Пришла пора увековечить имя Мышкина, достойно его делам и поставить в первом ряду ярких исторических имен Азова. Надеюсь, это произойдет.