СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024
Требуются 7839

Первопроходцы

К счастью, сохранилась информация свидетеля и участника тех событий Степана Александровича Перепелина — механика бывшей Азовской Ордена «Ленина» МТС. Сейчас, к сожалению, всё прошлое извращается, перекраиваются исторические события нашей страны и её народа. Возвышается роль царского самодержавия, при котором, якобы, Россия была процветающим государством и кормила всю Европу хлебом. Может, и кормила, только про свой народ забывала, потому что от хорошей жизни Революции не происходят, и вина здесь не в большевиках, а в преступной бездарности царя и его правительства, доведших народ до страшного гражданского гнева. Как могла отсталая аграрная Россия процветать, когда всё сельскохозяйственное производство на «пупковой» механизации?! На прекрасных плодородных землях нашего приазовского края собирали самый высокий урожай: по 4-5 центнеров не с гектара, а с одной десятины (одна давальческая десятина равна 1,45 га), и лишь с приходом новой власти большевики интенсивно начали внедрять механизацию тяжелого ручного крестьянского труда. Еще задолго до коллективизации думали о том, кто сядет за руль трактора, комбайна, автомобиля. Организованные первые МТК (машинно-тракторные колонны) показали, насколько эта проблема важна. С этой целью на базе Азовской профтехшколы (впоследствии и индустриальный техникум) были созданы краевые краткосрочные курсы трактористов-рулевых. Для теоретического и практического обучения на тракторах «Фордзон» и «Интер-15*30» из Ростова были приглашены опытные инструкторы, инженер Дмитрий Васильевич Васильченко и младший инструктор Никитин Николай Михайлович, а также преподаватели: Магин (директор школы), Серебреников (завуч)  и Греков Семён Матвеевич. Вот они и были «кузнецами механизаторских кадров» для будущей Азовской МТС и всего Северо-Кавказского края. Позже в этой школе готовили не только трактористов, но и слесарей, газоэлектросварщиков, бригадиров тракторных бригад, механиков, комбайнёров, шофёров, стригалей овец.

В 20-30-е годы в стране начала возрождаться тяжелая индустрия, и в первую очередь было решено для сельского хозяйства начать строительство тракторных заводов, чтобы не быть зависимыми от иностранных государств. Первый тракторный завод был построен в 1930 году в Сталинграде за 11 месяцев! Завод выпускал тракторы «СТЗ» мощностью 15 л.сил, работающие на керосине с вспрыском воды для охлаждения рабочей смеси в цилиндрах. Этот трактор был уникален тем, что он был прост и неприхотлив. 

— В 1943 году долгое время не поставлялось картерное масло автол-17, а работать надо было, — вспоминает Степан Александрович, — так как весенний сев промедления не терпит, вовремя не посеял — жди на следующий год голод. Тогда по предложению ростовских ученых вместо автола в картер двигателя заливали известковый раствор, разбавленный нигролом. Ни один иностранный двигатель на такой кошмарной смазке работать не мог, наш СТЗ — работал. Работал и на осветительном керосине и нормы выработки перевыполнял. 

В 1931 году был введён в работу Харьковский тракторный завод, выпускающий тракторы «ХТЗ», перестроился на выпуск тракторов Ленинградский Путиловский завод и начал выпускать «Фордзон-Путиловец». Но выпускаемые в те годы тракторы были колесные, да еще и маломощные, совсем не пригодные для работы в северных районах страны. Поэтому в 1933 году был построен еще один завод — Челябинский тракторный, выпускающий тракторы марки «ЧТЗ» мощностью 48*60 л.с. Но количества выпускаемых тракторов катастрофически не хватало для массово создаваемых коллективных хозяйств. Было принято Решение сконцентрировать в государственных руках технику. С этой целью начали создавать МТС (машинно-тракторные станции). В Азовском районе на базе 18 колхозов и одной коммуны ОГПУ в 1930 году в начале октября приказом наркома земледелия была создана Азовская МТС. Расположилась территория МТС на Легносовских складах.

Впоследствии там был построен Завод торгового оборудования. А под контору МТС было выделено здание, где сейчас ветлечебница. В том же году начался подбор руководящих кадров для Азовской МТС. Директором был утверждён нарком земледелия СССР — Александр Владимирович Пяцеский. 10 октября 1930 года он прибыл в город Ростов в Управление СевероКавказский край, в отдел кадров, где встретился с только что получившими дипломы механиками. После собеседования с директором Пяцеским было отобрано для работы в Азовской МТС два человека: С.А. Перепелин, ему была предложена должность разъездного механика; а Дудченко был назначен заведующим мастерских. 

Мы дали согласие, — вспоминает С.А. Перепелин. — 12 октября 1930 года мы все трое прибыли в Азов, зашли в окружком, где нас уже ожидали старший агроном Иван Георгиевич Панфилов, присланный из Ростова — «Росколхозсоюза», и механик с местного ТОЗа... 

(Продолжение. Начало на стр. 3)

...Василий Михайлович Муравицкий (погибнет смертью храбрых в Азовском партизанском отряде. Посмертно награждён медалью «За отвагу» 14 октября 1930 года). Азовский окружком вынес решение о выделении под усадьбу Азовской МТС нового места из земельного фонда — 40 десятин земли (58 га), которая находилась за чертой города в сторону Красногоровки. Это был большой дикий пустырь. 

— С агрономом Панфиловым мы решили нанести границу выделенной земли, поставить вешки и опахать, — вспоминает Степан Александрович. — Сделать это сразу мы не смогли, пустырь был покрыт дремучими сорняками. Огромный, колючий и пушистый бодяк в рост лошади, донник, осот и еще множество различных трав. Поэтому завхозу Феденко Василию Григорьевичу пришлось садиться верхом на лошадь и пробивать тропу, по которой можно было протянуть рулетку. Но очертить границу — это лишь малая часть труда, надо было скосить траву, чтобы была площадка для строительства цехов и складов. С неимоверно большим трудом нам удалось скосить вековой сорняк и когда он подсох, от радости, не обдумав, подожгли его…. А потом остолбенели: огонь высотой в несколько метров пошел на Азов. Горожане подумали, что турки опять делают попытку завладеть Азовом. К счастью, всё закончилось благополучно, но с тех пор я спички с собой никогда не носил. 

Уже в начале весеннего сева 1931 года МТС располагала следующей техникой: тракторов «Фордзон» — 27 шт.; плугов конных — 56 шт.; сеялок конных — 44 шт.; борон деревянных — 80 шт.; косилок лобогреек — 40 шт. Вся техника была распределена по созданным четырём тракторным бригадам, бригадирами которых были: Гуренко Иван Павлович, Щербинский Афанасий Васильевич, Гребенюк Иван Павлович, Анопка Григорий Трофимович.

Впервые в районной деятельности Азовской МТС по первому в истории профинплану, составленному старшим агрономом Иваном Григорьевичем Панфиловым, этой техникой надо было обработать 17000 га мягкой пахоты. В мае-месяце от государства в адрес Азовской МТС поступили американские тракторы марки «Кеис» в количестве 13 штук, они были колесные мощностью 22 л.с., из которых пришлось в середине года формировать четыре тракторные бригады, а к концу лета коммуна им. ОГПУ с тремя тракторами перешла на обслуживание Азовской МТС. Таким образом, к концу 1931 года в Азовской МТС работало девять тракторных бригад. В 1932 году была создана Семибалковская МТС. В 1933 году Кугейская МТС, это способствовало более эффективному использованию машинно-тракторного парка. Механизаторы свято верили в новую жизнь и, не жалея своего здоровья, всецело отдавали себя трудовым будням, но впереди их ждали суровые испытания – страшный голод 1933 года, политические репрессии 1937 года, Великая Отечественная война 1941-1945 гг. и вновь восстановление разрушенного войной народного хозяйства. В память о тех событиях и механизаторах первой Азовской МТС у проходной предприятия в переулке Безымянный был установлен памятник, на пьедестале которого — первенец советского тракторостроения «Универсал-1» Сталинградского тракторного завода.

История памятника такова: в 1954 году трактор «Универсал-1» был получен Кугейской МТС и закреплён за колхозом им. «Жданова» с. Стефанидинодар. Работать на нём доверили трактористу Кононенко Дмитрию Семёновичу, впоследствии кавалеру Орденов «Ленина», «Октябрьской революции» и «Трудового Красного Знамени». В 1956 году, по решению общего собрания колхозников, колхоз им. «Жданова» с. Стефанидинодар и колхоз им. «Сталина» с. Круглое воссоединились, образовав колхоз «Ленинское Знамя». Вновь образованному колхозу стали поступать новые тракторы — более производительные. Это дало возможность правлению колхоза передать трактор «Универсал-1» Круглянской средней школе для профориентации учащихся. В дальнейшем по мере поступления в колхоз новой техники в школу был передан трактор МТЗ-2 и комбайн СК-3, а «Универсал-1» по просьбе дирекции Азовской Райсельхозтехники, передан для установки на проходной предприятия памятника первым механизаторам Азовской Ордена «Ленина» МТС. Право доставить трактор в Азов поручили шоферу колхоза — Мамонову Павлу Петровичу, впоследствии кавалеру Ордена «Трудовой Славы». Провожали трактор механизаторы всего колхоза, потому что многие начали работать на таких тракторах и технику очень любили и ценили. Подтверждение тому: такой трактор, только довоенного выпуска, был в Кугейской МТС. Работал на нём Котенко Николай Степанович — тракторист колхоза «Красный броневик» с. Стефанидинодар. Когда началась Великая Отечественная война, Николай Степанович закопал трактор у себя в саду, а после освобождения села восстановил его и продолжил на нём работать. Примерно такой же поступок совершили механизаторы бригады №3 колхоза «им. Ленина» с. Круглое — Мария Владимировна и Николай Васильевич Коваленко: перед немецкой оккупацией села они спрятали решетный стан и двигатель с комбайна «Коммунар», а после освобождения села восстановили комбайн. Во время предательской перестройки, когда стали умышленно разваливать государственные структуры, вокруг памятника «Первопроходцам» началась «мышиная возня». Была снята памятная табличка с постамента, совершена попытка сорвать анкерные болты, к которым был прикреплён трактор. Я, автор данной статьи, посчитал, что готовится хищение трактора, и поставил в известность руководителя КСП «Ленинское знамя» П.П. Хадеева и председателя РК Профсоюза В.В. Семенченко. Рассказал им историю трактора. П.П. Хадеев поручил инженерной службе колхоза доставить трактор в колхоз и установить рядом с центральной мастерской колхоза. Но трактор вскоре исчез. Разыскал его В.В. Семенченко, он вручил мне отпечатанное на двух листках трёхстороннее обязательство. В тексте говорилось о том, что дирекция «АзовАгроремонт» признаёт правопреемником трактора КСП «Ленинское Знамя», гарантирует его целостность и сохранность. Вскоре в различных средствах массовой информации начала публиковаться информация о тракторе как о раритете, но об истории памятника уже не упоминалось.

То, что трактор удалось сохранить, — это, конечно, хорошо, но он, согласитесь, стал лишь раритетом — рекламой торговой организации ООО «БеларусьЮгСервис». Памятником ветеранам Азовской МТС его назвать никак нельзя. А памяти наши предки достойны, как бы не хаяли нынешние фальсификаторы различные исторические периоды в жизни нашей страны. Вспомним Ключевского, который сказал: «История ничему не учит, но она жестоко наказывает тех, кто ею пренебрегает!» По-моему, в этом мы уже убедились.

Что-то мне подсказывает, что рано или поздно затеряется трактор в перестроечных названиях всевозможных фирм или пойдёт «с молотка» как раритет. Моё мнение — передать трактор в музей, а памятник первопроходцам восстановить. Каким ему быть — должны решить компетентные люди. Более того, неплохо было бы и переулку Безымянный дать содержательное название в память о первой МТС. 

В. Демидченко, с. Круглое

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.